Игристая вселенная

Игристая вселенная, вступление

В начале было слово. Первым, кто сказал  слово «мама» в производстве игристых вин был англичанин Кристофер Меррет, его трактат «О процессе повторной ферментации вина», изданный в 1662 г. является краеугольным камнем мира искрящихся, пенящихся, веселящих, бодрящих, прекрасных напитков. Монах  Периньон, по преданиям, появился немногими годами позже, но, является на мой взгляд, полу выдуманной личностью, мы не будем о нем говорить, ему и так воздано сверх меры.

Затем была магия: подвалы, полумрак, слегка отблескивающие бутылки в свете факелов, таинственный процесс превращения вина в шампанское и ритуальное одевание железной маски при входе в хранилище т.к. ещё в начале 19 века четыре из пяти бутылок игристого взрывались…

Ну, а затем, затем «шерше ля фам»… Женщины, которые вознесли шампанское на пьедестал и открыти его миру. На поверхности лежит история про Великую Клико Понсардин, само появление которой в бизнесс-среде эпохи Наполеона было революцией, но которая подарила миру чистоту и прозрачность шампанского.

Луиза Помери подарила человечеству любимый всеми брют. Тогда, не такое популярное и не столь скрупулезно созданное шампанское было сладким на вкус, сахаром забивали возможные дефекты винограда, собранного наспех дабы точно успеть до холодов, и вкус дрожжей. Она существенно увеличила потребление напитка, сделав его сухим и питким. Кстати, на заметку любителям карманных бутылочек, к коим отношусь и я, — порцией 0,2, мы обязаны тоже именно ей.

Эти две женщины расширили географию напитка,завоевали рынки России и Англии, первые бутылки уже пересекают Атлантику, пенящийся напиток завоевывает мир.

Были и другие: Элизабет Болинже, Камий Олри Роедерер, которые являлись настоящими послами бренда и добывали для своего игривого дитяти признание в высших слоях общества. Кстати, шампанское Laurent-Perrier в конце 19 века тоже имело приставку veuve (т.е. вдова) т.к. управлялось вдовой Матильдой Перье. Она провела любимый напиток через тернии филлоксеры (паразит, чуть не уничтоживший французские виноградники) и Первой Мировой войны.

Но не женщинами едиными, о них — великих и хрупких, мы ещё поговорим отдельно.

Из чего же созданы шампанские и игристые вина и как? Много солнца, немного фантазии, масса труда и капелька волшебства винодела. Мы бы могли никогда не насладиться  его изысканным вкусом, если бы не французский шарм, женское трудолюбие и английская стекольная промышленность,  которая позволила сохранить бьющееся сердце напитка внутри бутылки.

Уже давно в бутылку, под пробку и мюзле стали упаковывать не только французский, но и итальянский, испанский, английский и, о ужас, немецкий темперамент. Конечно же в таком случае продукт не может называться шампанским, оставаясь по-прежнему игристым вином, к коим относится и шампанское.

Стран происхождения множество, но основных методов производства всего три. Все они отличаются трудоемкостью и сложностью процесса, спецификой превращения всем известного тихого вина в игристое вино т.е. насыщенное углекислым газом. Пузырьки в вине — процесс вполне природный и научно объясним взаимодействием сахара и дрожжей с последующим выделением углекислого газа. Осадок между прочим тоже натуральный т.к. потребив весь сахар, содержащийся в винограде, и не имея ресурсов для пропитания бактерии отмирают и выпадают в осадок.

Пойдём от истоков.

Когда-то все начиналось с дедовского способа/метода предков или сельского метода. Тогда вино проходило только одно брожение в закрытых бутылках, имело мутный цвет (т.к. осадок всегда оставался внутри), непредсказуемый вкус и неконтролируемую газацию. В результате чего конечный продукт всегда был с сюрпризом. И сейчас есть производители, которые выпускают вина сделанные таким способом. В зависимости от конкретной местности такое вино может фильтроваться для приобретения привычного ценителям вида или смешивается с себе подобными для достижения желаемого вкуса. Такое вино конечно интересно с точки зрения эксперимента и расширения горизонтов познания, но для торжественных случаев лучше запастись чем нибудь более традиционным, дабы не бежать за второй ещё до начала праздника.

Второй метод, ранее казавшийся таким исконным, после приведённого первого, уже не совсем такой традиционный как принято считать. Метод классический, метод шампанизации или традиционный. В данном случае производство заветного напитка связано с вторичным брожением в бутылке, выдержкой его в специализированном помещении с подходящими параметрами температуры и влажности, заменой старой пробки, на которой скопился осадок на новую и всеми красивыми терминами, которые не менее трудны в исполнении, чем в запоминании. Важно знать, что по классическому методу производится не только породистое шампанское, но и французский креман, некоторые итальянские игристые вина (Франчакорта, Тренте, Ольтрепо Павезе), испанские игристые вина Кава, некоторые немецкие и английские игристые вина.

Третий метод был изобретён для промышленного производства. Он лишён романтики, но полон перспектив доступного потребления. Резервуарный метод или метод Шарма. В этом случае вторичное брожение происходит в больших нейтральных резервуарах, где тихое вино приобретает игристость в результате недолгой выдержки, с последующим бутилированием. Этим методом производятся большинство игристых вин и, в частности, так полюбившееся в наших краях Просекко.

В Наших широтах был изобретён также резервуарный непрерывный метод, который свёл производство напитка к 26 дням и поставил на поток такое привычное Советское шампанское. Генрих IV Наварский мечтал, чтобы у каждой французской крестьянской семьи была курочка на праздничном столе, так же и советское правительство добивалось того,чтобы у каждой советской семьи на новогоднем столе стояла бутылочка шампанского.

Иногда применяется метод, сродни дающему прекрасные лимонады и ситро, но здесь он не приводится потому как детским напиткам в таком уважаемом ресурсе не место.

В чем секрет вкуса игристого вина? Оказывается в чарующих малышках, стремящихся на вершину. Национальная Академия Наук, само-собой ,французская,  путём сложнейших экспериментов и научных методов выявила концентрацию аромата именно в пузырьках. Становится вполне понятным почему так трепетно должна быть открыта бутылка, издав только выдох, почему мы так скрупулёзно рассматриваем их игру в бокале и натираем бокалы хлопчатобумажным полотенцем для повышения количества пузырьков (о секретах подачи немного позже).

Газация бывает разной и не всегда отсутствию пузырьков в бокале  виной брак на производстве, неудачный гороскоп на день или неумелые руки открывающего.Степень газации можно найти на этикетке. Спуманте — это не способ производства, это всего лишь понятное в наших краях игристое вино с ожидаемым уровнем углекислого газа внутри, переведённое на итальянский манер. Что же касается фризанте — то это облегченное в плане содержания пузырьков вино. Игристые вина Франции тоже могут быть облегченными и в таком случае называются петийан.

Мир игристых вин — вселенная в которой не одна игристая система, она постоянно расширяется: создаются новые бренды, растет число поклонников искристого напитка. Закончить хотелось бы словами Элизабет Боллинже: «Я пью его, когда я счастлива, и когда мне грустно. Иногда я пью его когда я одна, когда у меня есть компания я считаю обязательным бокал шампанского. Я не пью шампанское лишь тогда, когда не хочу пить.»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий